![]() м.Новослободская | +7 (966) 320-1788 |
![]() м.Менделеевская | +7 (999) 279-1160 |
![]() Тула | +7 (4872) 700-578 |
![]() | +7 (495) 795-99-27 |
Мы (я, жена и дочка) отдыхаем на курорте Мамая уже несколько дней, но до сих пор еще никуда не ездили, потому что очень трудно супругу, целый год учившую в институте разных оболтусов и потому заслуженно уставшую, согнать с шезлонга, а дочку – вытащить из моря или бассейна. Однако день на пятый мне это удается, и мы едем погулять по Констанце.
Город очень красив и очень зелен. Мы, ориентируясь по карте в путеводителе, долго идем тенистыми бульварами в сторону центра, в качестве которого здесь выступает пешеходная, нечто вроде нашего Арбата, улица Штефана Челмаре – одного из самых известных и любимых в народе валашских господарей (к слову – действительно вполне достойного человека, оставившего глубочайший след в румынской истории).
Забавно, что подавляющее большинство магазинов на этой улице – или обувные, или сотовой связи, а вот покушать можно только в фаст-фуде… Зато в самом центре, рядом с большим торговым комплексом и «Мак-Доналдсом», случайно нашли небольшую изумительно красивую православную церквушку с мозаичными панно по фасаду.
К слову, для меня было открытием, что румыны в большинстве своем – православные! Хотя, казалось бы, что такого странного? Еще один осколок Византийской империи…
Неширокой улочкой спускаемся в сторону набережной. По левой стороне обнаруживаем открытую для посещения мечеть постройки времен Великой Порты. По винтовой лестнице со стертыми ступенями поднимаемся на минарет, с которого открывается потрясающий вид на самые старые, прибрежные, кварталы Констанцы и на разновысокие плоские крыши, увешанные сохнущим бельем. Кое-где видны странные сооружения, похожие на голубятни, но, совершенно очевидно, населенные какими-то местными Карлсонами. Живут же люди!..
Метрах в двухстах за мечетью находится городской кафедральный собор имени Петра и Павла, возле которого открыт для обозрения старый археологический раскоп с остатками каменных строений. Это – руины греко-римской колонии Томис, на месте которой и возникла Констанца. В честь древней колонии половина рестораций в городе именуется «Томис», не удивлюсь, если даже местные путаются в этой уникальной «топографии»…
А вторая половина ресторанов, магазинов и фирм именуется «Овидий» – в честь древнеримского поэта, сосланного сюда злобным Октавианом Августом. Кстати, местные жители (как и большинство румын) полагают себя прямыми потомками древних латинян и даков, так что кого здесь ни спроси – его предок лично дружил с опальным Овидием Назоном и лично же охранял границы империи от коварных кочевников.
Выходим на набережную. Прямо перед нами на выдающемся в море выступе стоит здание казино – точная копия знаменитого игрового дома в Монте-Карло. Правда, сейчас это заведение закрыто, даже просто на экскурсию зайти нельзя… На набережной вовсю идет торговля сувенирной мелочевкой и мороженым, за которым охотятся крикливые бесстрашные чайки.
Не спеша проходим дальше, любуемся невысоким старым маяком, а затем забредаем в колоннаду, центром которой служит памятник великому поэту и публицисту Михаю Эминеску. Если для нас Пушкин – «наше все», то для румын «их все» – именно этот малоизвестный у нас классик румынской литературы. Его перу принадлежит, в частности, поэма «Лучафэрул» («Утрення звезда»), в которой есть такие строки:
Живите вы в своем кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!
Правда, это четверостишье напоминает одновременно и Лермонтова, и многих наших поэтов Серебряного века?..
С набережной сворачиваем налево, в сторону центра. Идем через старые кварталы, здания которых своими фасадами и внутренними дворами напоминают старые, времен империи, доходные дома Санкт-Петербурга.
Выходим на большую площадь, в центре которой стоит памятник Овидию. Великий поэт грустен – почти девять лет пробыл он в ссылке, мечтая о родине, но так и умер в чужой для него Дакии…
Еще не начат век других людей,
Лишь я в тиши чужого поселенья
Не слышу гула римских площадей,
Где все мое осталось поколенье.
Где длится без меня моя судьба…*
За его спиной – городской Исторический музей с весьма любопытными коллекциями предметов, найденных во время археологических изысканий. Жаль, не смогли их достаточно внимательно осмотреть – устали от целого дня хождения пешком по горячим, залитым солнцем улицам.
К отелю едем в гондоле фуникулера, под которой проплывают пляжи и крыши Мамаи, и оглядываемся назад, на тонущий в закатных лучах прекрасный древний город…
* Рудольф Ольшевский, «Письма Овидия из ссылки»